"TAUTOS NAMAI"

Концерт-холл в Вильнюсе

"TAUTOS
NAMAI"
Дизайн | 2019
Вильнюс
google map
Задача

В качестве конкурсной работы необходимо было разработать проект концерт-холла в столице Литве, Вильнюсе. Месторасположения здания концерт-холла является знаковым для города.Со своей стороны – вершина холма возвышается над окружающим пространством за рекой Вилией, открыта с трёх сторон более чем на 180 градусов, и, в случае устройства заявленного сооружения концерт-холла, данный район города получит свою доминанту, которая будет входить в единую систему визуально-пространственной организации ориентиров-доминант в восприятии окружающей городской среды. Здесь же организованы отдавая дань идеям Яна Гейла, велодорожки, пролегающие пейзажными маршрутами по склону холма.Дополнительно подъезд к зданию концерт-холла, заезду в подземный паркинг и техническим помещениям предусмотрен со стороны улицы Tauro – по более высокой части холма. Так же предусматривается пешеходная доступность со стороны улицы K. Kalinausko – со стороны старого Протестантского кладбища.

Идея проекта

Здание состоит из 4 надземных этажей и 3 подземных. Общая высота от уровня земли порядка 25 метров. Композиция здания вписывается в квадрат, по диагонали которого расположена продольная ось главного концертного зала. Одна из сторон квадрата обращена на главное панорамное видовое раскрытие – вдоль склона холма на север, на реку и далее – даунтаун. Данная сторона является основной видовой, и учитывает размещение ресторанов, малого и репетиционного концертного залов Западная сторона (по сути фасад) представляет собой средоточие служебных помещений. Восточный фасад повёрнут не под прямым углом к основанию квадрата, его передний край скошен – здесь расположен главный вход в здание. Со стороны южного фасада, смотрящего на парк старого Протестантского кладбища, расположены технические подъезды и загрузки. Здесь же начинается сквозной проход между полукруглым восточным фасадом и блоком касс. 1 этаж выполнен в уровне отметки земли, продолжая пространство окружения внутрь здания. Через главный вход можно попасть в лобби – просторный многоуровневое пространство высотой более 15 метров. Здесь расположены главная спиральная лестница, рецепция (со стороны восточного фасада) и ресторан. 2 этаж. Здесь расположены основные входы в главный концертный зал, большой вестибюль с двусветным пространством в лобби, кулуары по двум сторонам от зала вдоль его оси, ещё один ресторан по северному фасаду. 3 этаж. Последний этаж со входами на балконы в главный зал. Здесь же из главного вестибюля с центральной лестницей организованы входы в малый концертный зал, расположенный вдоль северного видового фасада. Композиция малого зала предполагает расположение кресел прямыми рядами с ориентацией на сцену, примыкающую непосредственно к фасаду. 4 этаж. Центральная лестница, начавшаяся на 1 этаже и пройдя через два двусветных этажа заканчивается здесь – в огромном вестибюле порядка 770 м2, расположенном вдоль северного фасада, с прекрасным видом на город. -B1 подземный этаж. Возвращаясь к лобби на 1 этаже уже были упомянуты лестницы, ведущие вниз – в гардеробы. Здесь же расположены лестницы и лифты, санузлы, мощный блок технических помещений управления трансформируемой сценой и подъёмники оборудования. Кроме того, это верхний этаж трёхэтажного паркинга, на котором расположено 126 парковочных мест для автомобилей, плюс парковки для велосипедов. На этом этаже в паркинге расположены 2 круговые рампы. -В2 подземный этаж паркинга рассчитан на 171 место для машины. Из-за геометрии холма здесь организуется дополнительная рампа для самого нижнего этажа. -В3 подземный этаж так же рассчитан на 171 парко-место. Также здесь, как и на -2 этаже находятся загрузочные для теле-видео оборудования, разгрузочные для ресторанов и баров. На всех этажах (кроме -В2 и -B3) размещаются санузлы для персонала и отдельно для посетителей, с учётом инвалидов. Все коридоры, вестибюли, проходы, лифты, места в зрительном зале и паркинге проектировались с возможностью доступа к ним инвалидов. Мы попытались создать комфортную и безопасную среду для всех людей без исключения. Взяв на вооружение данную идеологию, рассмотрев исходные данные и осознав цель, мы попытались создать то самое единство содержимого и формы, ответственно подойдя к выбранному месту, учитывая исторические аспекты и современные тенденции, с перспективой прогнозирования будущего.

Организация пространства и материалы

В проекте задействованы различные инженерные системы. Предусмотрены системы трансформируемой сцены в главном и дополнительных концертных залах: система предполагает использование подъёмных платформ и скрытых лифтов для быстрой смены инструментов на сцене. Быстрая трансформация задних рядов перед органом позволит дополнительно расширить зал во время антрактов.

Кинетически трансформируемая система акустических панелей в центре и по периметру концертного зала позволяет «выравнивать звук», добиваться идеального звучания, учитывая виды концертов – органный концерт, акапелла, инструментальные концерты, или соло исполнитель. Проектируя системы воздухообмена, теплорегулирования, освещения и искусственной подсветки в тёмное время суток, как уже говорилось ранее, мы придерживались идеи «Archi-Neering», т.е. максимально эффективно и рационально использовали принципы энергоэффективности и рекуперации энергетических ресурсов.

s p a c e
Результат

При проектировании главного концертного зала Национального концерт-холла была принята модель форм-фактор «виноградник» - как наиболее рациональная форма для создания равномерного восприятия звуковых волн. Ряды мягких кресел, расположенные вокруг сцены, поднимаются ярусами вверх, подхватываются балконами, разделяют, улавливают звук, и гасят излишние волны отражений. Многократные просчёты времени реверберации позволяют добиться идеальных результатов акустики зала без компромиссов, ибо концертный зал – есть сердце всего здания, его суть и цель! Комбинированное использование материалов в отделке с различными акустическими характеристиками позволяют «выровнять» восприятие там, где это не удаётся сделать самой формой зала. Большой концертный зал венчается органом – «сердцем в сердце», «хрусталиком в глазе» - ибо трудно представить себе город с великой историей, в сердце Европы, с устоявшимися веками традициями, в том числе и музыкальными, без этого «императора в мире музыкальных инструментов» Сооружение и отладка его будет представлять отдельный грандиознейший проект, при котором будут задействованы сложные акустически-инжиниринговые системы.

Малый концертный зал выполнен в форм-факторе «обувная коробка», так как это наиболее удачная форма для небольших помещений. В расчёте акустической модели использовались те же принципы что и для большого зала – использование различных по акустическим свойствам материалов, элементов декора, инженерных систем позволяющим регулировать и переотражать звук в зависимости от вида концерта – будь то фортепиано или арфа, струнный или духовой ансамбль, или акапелла – позволяют добиться идеальных, ещё раз повторимся – бескомпромиссных результатов.